Что такое условное принятие?
Условное принятие — это психологический феномен, при котором человека принимают только при выполнении определённых условий. Это может проявляться в различных сферах жизни, таких как отношения, карьера и самооценка. Если такое поведение преобладало по отношению к человеку на протяжении большей части жизни, то оно становится частью его/её идентичности и он/она также начинают себя принимать условно.
Условное принятие часто коренится в детских установках и социальных ожиданиях. Например, человек может чувствовать, что он будет достоин любви и уважения только в том случае, если достигнет определённых успехов в спорте, учёбе, искусстве и прочем, или соответствует фиксированным стандартам. Эти установки могут возникнуть из опыта общения с родителями, учителями или обществом в целом, когда успехи и достижения становятся основными критериями самооценки.
Зачастую проблема создаётся на бытовом уровне взаимодействия с ребёнком или подростком. Родители, учителя и другие взрослые руководствуясь честолюбивыми намерениями слепить из ребёнка лучшую версию себя часто забывают, что он хрупкое существо нуждающееся в любви и безусловном принятии. Что у него нет такого опыта, какой есть у родителей и ему свойственно допускать ошибки. Постоянная Частая критичная оценка приводит к тому, что ребёнок начинает понимать, "я недостаточно хорош, чтобы меня принимали и любили...".
Очень часто такое воспитание присуще людям, где так же в своё время воспитывали их. В каком-то смысле это – родовые травмы передающиеся из поколения в поколение.
Каким образом оно в нас закладывается в детстве.
Условное принятие, или способность ребенка принимать определенные условия или правила в различных ситуациях, формируется через несколько ключевых процессов в детстве. Вот некоторые из них:
Общение с взрослыми: Дети учатся условному принятию через взаимодействие с родителями, педагогами и другими взрослыми. Когда взрослые устанавливают правила и объясняют их значение, ребенок начинает понимать, как ориентироваться в окружающем мире.
Социальное обучение: Дети наблюдают за поведением других людей, особенно сверстников. Они подражают тем, кто им нравится, и таким образом осваивают социальные нормы и правила.
Игровая деятельность: Игра является важным инструментом для формирования социальных навыков и условного принятия. В процессе ролевых игр дети изучают разные сценарии и учатся адаптироваться к изменяющимся условиям.
Повторение и поощрение: Повторение определенных действий и получение положительных или отрицательных откликов от окружающих помогает закрепить в сознании ребенка те условия, которые он должен принимать.
Эмоциональный опыт: Эмоции играют важную роль в формировании условного принятия. Когда ребенок испытывает радость или горе в результате своих действий или решений, он начинает лучше осознавать последствия своего поведения и применять это знание в будущем.
Возраст и развитие: Способность к условному принятию развивается с возрастом. Младшие дети могут не понимать причины правил, тогда как старшие дети могут анализировать ситуации и принимать более осознанные решения.
Формирование условного принятия является сложным и многогранным процессом, который зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от его окружения.
Последствия условного принятия.
Психологические последствия:
- Условное принятие может оказывать значительное влияние на самооценку и идентичность человека. Если человек чувствует, что его принимают только при выполнении определённых условий, это может привести к заниженной самооценке.
- Может возникнуть страх быть собой, чтобы не потерять принятие, что приводит к высоким уровням стресса и беспокойства.
Социальные последствия:
- Условное принятие может способствовать созданию условий для контроля и манипуляции, как в межличностных отношениях, так и в группах.
- В социальном контексте это может привести к формированию неравенства, когда некоторые люди принимаются или одобряются только при выполнении определённых стандартов, что может создавать барьеры и отчуждение.
Последствия в воспитании:
- Если родители выражают любовь и принятие только при выполнении определённых условий, это может повлиять на развитие детей, научив их, что ценность зависит от их достижений или поведения, а не от их личности.
Культурные последствия:
- В разных культурах могут быть разные ожидания и нормы, касающиеся принятия. Условное принятие может способствовать поддержанию стереотипов и предвзятостей.
Влияние на отношения:
- Условное принятие может привести к созданию токсичных отношений, где одна сторона чувствует постоянное давление, чтобы соответствовать ожиданиям другой
- Может происходить смешение ролей, которое никак не помогает семейной системе. Она ему муж/жена, но он(-а) ищет маму/папу.
Обобщая, следствие условного принятия могут быть очень негативным: оно может привести к постоянному стрессу, тревоге, низкой самооценке и даже депрессии или расстройствам личности. Люди, которые практикуют условное принятие, часто находятся в состоянии постоянной борьбы за соответствие ожиданиям, что значительно ухудшает качество их жизни.
Как найти причину условного принятия?
Первым шагом к освобождению от условного принятия является осознание его наличия и причины. Для этого можно воспользоваться несколькими способами:
Рефлексивная практика: Ведение дневника, где вы записываете свои мысли о себе, своих успехах и неудачах, может помочь выявить установки, которые вы принимаете как неоспоримые.
Обратная связь: Поговорите с близкими людьми, которые могут помочь вам увидеть ситуацию с другой стороны и выразить поддержку.
Профессиональная помощь: Консультации с психологом или психотерапевтом могут помочь разграничить ваши мысли и чувства и более глубоко понять, откуда берутся ваши установки.
Как бороться с условным принятием?
Теперь о самих метод терапии.
- Практика самосострадания
Один из самых эффективных способов справиться с условным принятием — это научиться проявлять к себе сострадание. Вместо того, чтобы осуждать себя за ошибки и неудачи, попробуйте принять свои чувства и понять, что все люди совершают ошибки. Упражнения на самосострадание могут помочь вам изменить внутренний диалог.
- Экспириенциальные техники
Это психотерапевтические методы, основанные на непосредственном опыте.
Во многих таких техниках задействовано воображение, например, пациенты выражают гнев и печаль по поводу того, что случилось с ними в детстве, воображая, как они могли бы это сделать в реальности. Задача : допрожить опыт и закрепить в сознании новую установку/эмоцию.
Некоторые виды экспириенциальных техник:
- Дыхательные техники (ребефинг, холотропное дыхание).
- Контролируемое воображение (символдрама, юнгианский анализ, рескриптинг)
- Игра и реинкарнация (психодрама, социограмма).
- Переосмысление установок
Попробуйте пересмотреть свои внутренние установки. Задумайтесь, действительно ли вы верите в те идеи, которые сформировались у вас в детстве, или они были навязаны обществом. Пробуйте формировать новые установки, которые будут более конструктивными и адекватными.
- Установление достижимых целей
Определите, что для вас действительно важно, и установите реалистичные цели, которые не зависят от внешних условий. Это может быть новое хобби, распространение положительных качеств или улучшение определенных навыков.
- Осознанность и медитация
Практики осознанности помогают увеличить вашу способность к самонаблюдению и снизить уровень стресса. Медитация может помочь вам научиться принимать свои чувства и переживания без осуждения.
- Создание поддерживающего окружения
Общение с людьми, которые принимают вас такими, какие вы есть, может существенно снизить внутреннее давление. Поддержка друзей, семьи или тематических групп может стать важным фактором на